Каталог статей
Мультимедиа (ММ) как инструмент достижения образовательной цели урока
С одной стороны все просто и обычно, как в традиционной методике: у каждого урока есть свои цели и задачи, которые должны быть достигнуты и решены в процессе урока – тут ничего не изменилось (кроме самих формулировок типа формировать навыки добывания, обсуждения информации и ее интерпретации и т.д.). Учителю необходимо в процессе подготовки урока отобрать теоретический и практический материал для конкретного урока, набор приемов и методов (инструментов/технологий), с помощью которых эти цели и задачи можно достигнуть – тут тоже ничего нового нет, все как обычно. Кроме одного – организации работы на уроке, инновационная организация образовательного процесса урока с помощью инновационных технологий. Мультимедиа должны выступать как средство или инструмент познания на уроке, поэтому его использование подчинено целям и задачам урока разного порядка: образовательным, воспитательным, дидактическим. ММ призвано решать различные проблемы данного конкретного класса на данном конкретном уроке. Проблемы могут быть разного плана: - мотивации к обучению, развитие коммуникативных способностей, - получение знаний, накоплению фактического и информационного материала, - формирование информационной грамотности и т.д. Для того чтобы использование ММ в образовательном процессе было не только возможно, но и необходимо и уместно, важно соблюдение следующих условий. На мой взгляд, схема использования ММ на уроке – это общение по теме учебного материала по моделям ученик – ученик и ученик – учитель. Такая схема наиболее продуктивна в условиях современного образования, так как она обеспечивает: − организующую функцию учителя, его позицию консультанта и организатора образовательного пространства урока, технического эксперта; − активную позицию ученика, то есть позицию субъекта обучения относительно процесса получения им нового знания, где он сам выбирает или определяет границы своего знания и пути, способы и скорость достижения нового; − развитие коммуникативных навыков, толерантности, опыт продуктивного межличностного общения: общение в группе, парах, возможность побывать в различных ролях в результате распределения их в процессе деятельности. В выделенных позициях очень важной представляется обеспечение субъективной позиции ученика на уроке с помощью средств ММ. Да, подготовка к таким урокам - трудоемкий процесс, так как речь идет об организации образовательного процесса урока, когда продумывается сценарий и обеспечивается траектория развития каждого учащегося (насколько это возможно), продумывается создание условий, при которых учащийся будет вынужден совершать шаги к получению нового знания и использовать при этом разные способы и виды общения, открывать для себя лично все новые и новые горизонты. Роль учителя при этом: – направление движения к получению знаний, консультационная и экспертная помощь. Это как айсберг: на самом верху - только десятая его часть, основная, самая «тяжелая» - под водой – подготовительная работа учителя. Таким образом, происходит перераспределение ролей не только в процессе урока между учителем и учениками, но и роли самого учителя в процессе подготовки и проведения урока. Необходимо упомянуть еще и вот о чем. Естественно, одна и та же цель урока может быть достигнута разными способами. Мультимедиа является исключительно плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся. Но все это только при одном очень важном условии: учитель и ученики владеют ИКТ – технологиями на необходимом уровне. Если учитель слабо владеет ИКТ – технологиями или учащиеся испытывают значительные затруднения в работе с компьютером и необходимым ПО и т.д., то тогда использование в уроке данного инструмента нерационально, неуместно. Учитель составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Такому уроку свойственно следующее: 1) принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; 2) управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; 3) интерактивность и диалоговый характер обучения; – ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения; 4) оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; 5) поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; 6) неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения сколько угодно велики. Компьютер может использоваться на всех этапах: при подготовке урока, в течение всего процесса – при объяснении (введении) нового материала, закреплении,повторении, контроле знаний. При этом компьютер выполняет следующие функции. В функции учителя компьютер представляет собой: − источник учебной информации; − наглядное пособие; − тренажер; − средство диагностики и контроля. В функции рабочего инструмента: − средство подготовки текстов, их хранение; − графический редактор; − средство подготовки выступлений; − вычислительная машина больших возможностей. Боролис Н.Л.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: nadezhdaborolis (27.10.2011)
|
Просмотров: 2079
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Наш опрос
Баннер
Код баннера:
|