Четверг, 25.04.2024, 22:49
САЙТ  БОРОЛИС  Н.Л.
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мультимедиа (ММ) как инструмент достижения образовательной цели урока
   С одной стороны все просто и обычно,  как в традиционной  методике: у каждого урока есть свои цели и задачи,  которые должны быть достигнуты и решены в процессе урока –  тут  ничего  не  изменилось   (кроме   самих  формулировок    типа формировать навыки добывания,   обсуждения информации и ее интерпретации и т.д.).     Учителю необходимо  в  процессе  подготовки  урока   отобрать  теоретический  и  практический материал для конкретного урока,  набор приемов и методов (инструментов/технологий),  с помощью которых эти цели и задачи можно достигнуть – тут тоже ничего нового нет, все как обычно.  Кроме одного – организации работы на уроке,  инновационная  организация образовательного процесса урока с помощью инновационных технологий.

   Мультимедиа должны выступать как  средство или инструмент познания на уроке, поэтому  его  использование     подчинено  целям  и  задачам  урока  разного  порядка: образовательным, воспитательным, дидактическим.   ММ призвано   решать   различные проблемы данного конкретного  класса на данном  конкретном уроке.  Проблемы могут быть разного плана:

-  мотивации к обучению,   развитие коммуникативных способностей,
-   получение    знаний,        накоплению    фактического    и    информационного    материала,
-   формирование информационной грамотности и т.д. 
 
  Для того чтобы использование ММ в образовательном процессе   было   не только возможно,   но и необходимо и  уместно, важно  соблюдение следующих условий.


   На мой взгляд,    схема  использования  ММ на уроке –    это  общение  по теме учебного материала  по   моделям  ученик –  ученик и  ученик –  учитель. Такая схема наиболее продуктивна в условиях современного образования,  так как она обеспечивает:

−  организующую     функцию учителя,  его позицию консультанта и организатора образовательного пространства урока,  технического эксперта;
−  активную позицию ученика,  то есть позицию субъекта обучения  относительно процесса получения им нового знания, где он сам выбирает   или определяет границы своего знания и пути,  способы и скорость  достижения нового;
−  развитие  коммуникативных   навыков,      толерантности,   опыт   продуктивного межличностного общения: общение в группе,  парах, возможность побывать в различных ролях в результате распределения их  в процессе деятельности.

   В выделенных позициях  очень важной представляется  обеспечение субъективной позиции ученика на уроке с помощью средств ММ. 

   Да,  подготовка к таким урокам   - трудоемкий процесс, так как речь идет об
организации образовательного процесса урока, когда продумывается сценарий  и обеспечивается   траектория   развития   каждого   учащегося  (насколько   это   возможно), продумывается создание условий,   при которых   учащийся   будет вынужден   совершать шаги   к получению нового знания и использовать при этом   разные способы и виды общения,  открывать для себя лично все новые и новые горизонты. Роль учителя при этом:

– направление движения к получению знаний, консультационная и экспертная помощь.

   Это как айсберг:  на  самом верху  - только десятая его часть,  основная,  самая «тяжелая» -   под  водой   –   подготовительная   работа  учителя.      Таким   образом,  происходит  перераспределение   ролей не только  в процессе урока между учителем и учениками,  но и роли самого учителя в процессе подготовки и проведения урока.

   Необходимо упомянуть еще и  вот о чем. Естественно, одна и та же цель  урока может  быть  достигнута  разными  способами.  Мультимедиа  является  исключительно плодотворной   
образовательной  технологией    благодаря присущим    ей    качествам интерактивности,  гибкости,  и  интеграции  различных  типов  мультимедийной  учебной информации, возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся. Но все это только  при  одном  очень  важном  условии:     учитель  и   ученики  владеют  ИКТ –  технологиями на необходимом уровне. Если  учитель слабо владеет  ИКТ – технологиями или учащиеся испытывают значительные  затруднения   в     работе с  компьютером и необходимым  ПО  и  т.д.,     то  тогда  использование  в  уроке  данного  инструмента нерационально,  неуместно.

   Учитель  составляет  план  урока  исходя  из  его  целей,  при  отборе  учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.   При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Такому уроку свойственно следующее:

1)   принцип адаптивности:  приспособление   компьютера   к   индивидуальным особенностям ребенка;
2)   управляемость:  в  любой  момент  возможна коррекция  учителем  процесса обучения;
3)   интерактивность   и   диалоговый   характер   обучения;  
–   ИКТ   обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с
ними в  диалог,  что  и  составляет  главную  особенность  методик  компьютерного обучения;
4)   оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
5)   поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
6)   неограниченное  обучение:  содержание,  его  интерпретации  и  приложения сколько угодно велики.

   Компьютер  может  использоваться  на  всех  этапах:    при  подготовке  урока,    в течение  всего  процесса  –  при  объяснении  (введении)  нового  материала,  закреплении,повторении, контроле знаний.

   При этом компьютер выполняет следующие функции.  
   В функции  учителя компьютер представляет собой:

−  источник учебной информации;
−  наглядное пособие;
−  тренажер;
−  средство диагностики и контроля.

   В функции рабочего инструмента:

−  средство подготовки текстов, их хранение;
−  графический редактор;
−  средство подготовки выступлений;
−  вычислительная машина больших возможностей.

 
Боролис Н.Л.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nadezhdaborolis (27.10.2011)
Просмотров: 2038 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Время
Категории раздела
Интернет [0]
Работа
Мои статьи [1]
Календарь
Праздники Казахстана
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 149
Баннер
width="88"height="31"/
Код баннера:
Друзья сайта
Сайт Колобродовой И.В.
 Сайт Боролис Н.Л. Сеть творческих учителей anstars.ru - Учительский портал - Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации.

ММК ПГТУ
Музыка
Статистика
Земля